Шум вообще штука интересная

Что именно нужно ослаблять, гасить и подавлять в автомобиле? Казалось бы, все просто: человек различает шум в диапазоне от 10 до 120 дБА.

 

  

Первый показатель соответствует шелесту листьев (очень тихо), второй — работе отбойного молотка (почти невыносимо). Ну и гасите децибелы, чем их меньше, тем лучше. Этому прямолинейному утверждению противоречит опыт создания вентиляторов. Вот любопытная история. Есть специальный ГОСТ, регламентирующий исследование шумовых характеристик с помощью сертифицированного шумомера. Он замеряет интенсивность сигнала, идущего от микрофона с высокочастотной характеристикой. Сигнал разлагается на восемь частот, после чего строится кривая децибелов на каждом частотном диапазоне. Если она соответствует эталонной кривой, считается, что все в порядке. И вот сделали два вентилятора: первый — удовлетворяющий эталону и второй — не удовлетворяющий. Поставили эти вентиляторы на столы нескольким людям. И эти несколько человек независимо друг от друга сказали: второй, который более шумный, лучше. Потому что он... тише. Дело в том, что воспринимаемый человеком шум имеет две составляющие. Во-первых, известную и привычную, связанную со средним диапазоном частот и фигурирующую во всех отчетах и таблицах. Во-вторых, интеллектуальную, которую учесть очень трудно.          

   Вот мы сидим, разговариваем, и кажется нам, что в комнате тихо. Но давайте пристроим около уха диктофон и запишем наш разговор. Окажется, что разобрать его будет не так легко, как кажется, — кроме слов, диктофон запишет и шум ламп дневного освещения, который подавит очень многие звуки! А ведь мы в разговоре никаких ламп не слышим, поскольку следим за речью собеседника.

  Какое-нибудь «цыканье» управляющего механизма, тихое такое, на границе слышимости, может привести к нервному срыву. При этом многих совершенно не напрягают гудение и шипение. Любителей «спортивных» глушителей вводит в кайф рычание их автомобиля. Но они могут лезть на стенку и впадать в истерику от скрипа какой-нибудь панели. Казалось бы, совершенно невинного скрипа.

  Шум шин — это беда или нет? Сразу и не ответишь. Он бывает приятен, если проявляется в виде шелеста. Разгоняешься — шелест увеличивается, это поднимает настроение. Какая хорошая у меня динамика, гордится владелец машины. Но вот переобулся он в зимнюю резину, и начался цокот шипов по асфальту. И тот же владелец, разгоняясь, испытывает не удовольствие, а досаду. И медленно доходит до белого каления.

  Шум двигателя обычно не напрягает, скорее наоборот. Ровное мощное гудение, ощущение скрытых во-зможностей греет душу, вселяет уверенность. Но тут же возникают противоречия. Раздражает шум высокочастотного мотора топливного насоса. Появляется подспудный, часто неосознаваемый страх: а ну как откажет? Очень тревожат в холода стуки форсунок, включение в работу гидрокомпенсаторов и шум цепного привода ГРМ. Опять невольно ждешь подвоха: а вдруг чего?

   Шумы разнообразных шестерен (коробка переключения передач, дифференциал, всевозможные редукторы) утомляют чрезвычайно. И пусть их вроде и не слышно в хаосе дорожного шума, на усталости и раздражительности они сказываются будь здоров как! Но едва ли не самое страшное для человека за рулем — инфразвук. Это звуки с частотами менее 16–20 Гц. При них водитель устает очень быстро, и риск печальных последствий резко возрастает. Инфразвуком грешили первые наши «девятки», а виновником этих колебаний служил жесткий пластик передней панели. Кто-то из ветеранов наших дорог рассказывал: едешь далеко, накинешь шинель на торпеду, тогда вроде и ничего...

   А благостная тишина, безмолвие, вакуум? Вот уж кто совсем не «белый и пушистый». Ученый выяснили: если привычного к постоянному шуму городского жителя поместить в комнату с уровнем шума менее 20 децибел (аналог «полной» тишины), он рискует получить вместо отдыха депрессию. А обитые матрасами и подушками камеры? Все мы видели фильмы: размещенные в них заключенные попросту сходили с ума.

  Вот и думай: как при защите автомобиля от шума отделить физику от биологии, эмоции от объективной реальности, наслаждение от пытки? Получается, от шелеста летней резины защищаться вроде и не надо, а от цоканья шипов зимней — совершенно необходимо. Двигатель, конечно, надо «приглушить», но ровное мощное гудение не может не ШШрадовать.